Игры для развития фонематического слуха своими руками
К сожалению, в течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфия и дислексия, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух фонематическое восприятие. Игры и упражнения для формирования фонематического восприятия у дошкольников и младших школьников.
Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем»
Создать благоприятные условия для повышения родительского интереса к совместным логопедическим играм и упражнениям с ребенком в домашних условиях. Познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Развивать творческий подход родителей к выполнению логопедических упражнений при развитии фонематического слуха. Воспитывать умение положительного взаимодействия на уровне родитель — ребенок при преодолении трудных задач.
Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук [м] в слове «лампа», то он должен ответить утвердительно. Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.
Мончегорск, Мурманская обл. Фонематический слух — это умение слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь, отличать одни речевые звуки от других. Без полноценного восприятия фонем, без чёткого их различения невозможно и их правильное произнесение. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой, чтением и письмом в школе без специальных занятий. У детей следует различать биологический «элементарный» слух, как способность слышать вообще он имеется и у животных и фонематический слух, как способность различать фонемы, понимать смысл речи он имеется только у человека.